Понимание Кхиконг, как дыхательного равновесия, берет свое начало с древних времен, с момента развития человечества на этой планете.

В традиционной восточной культуре Кхиконг применялся, как ведущая философия, но практиковался с помощью различных методов в трех основных сферах: Медицина, Религия и Боевые искусства.

Кхиконг

Как и “Трактат о внутреннем” Хуан-ди (Hoàng Đế Nội Kinh, “Хуан-ди Нэйцзин”) (2698 – 2599 гг. до н.э.) и “Книга Перемен” (“Канон Перемен”, “И-цзин”) (2400 г. до н.э.), фундамент восточной медицины основан на теории источников жизненных сил: Инь-Ян и Пяти элементов (стихий). С их помощью объясняются способы лечения болезней и укрепления здоровья человека.

В эпоху династии Инь (или Шан, Thương) (1783 – 1122 г. до н.э.) китайцы уже умели прочными острыми инструментами из камня делать уколы в акупунктурные точки на теле человека, задействуя тем самым ресурсы его жизненной силы для лечения.

В 6 веке до н.э. в старинном манускрипте “Канон Пути и благодати” (Đạo Đức Kinh, “Дао Дэ Цзин”) китайский мудрец Лао-цзы (Lão Tử) писал о роли дыхания в технике тренировки ци, чтобы помочь человеку удлинить жизнь. В китайских исторических материалах также описаны большие успехи в методике тренировки ци в период Чуньцю (Период Весны и Осени) и Чжаньго (Период Сражающихся царств) (770 – 221 гг. до нашей эры). Затем в эпоху от династии Цинь до династии Хань (221г. до н.э. - 220 год н.э.) многими медиками, буддийскими монахами и праведниками были написаны книги, обучающие укреплению ци. Хотя их методы обучения были различны, принципы циркуляции жизненной силы в организме - общие.

В 3 веке н.э. основные положения учения о жизненной силе были эффективно подтверждены медиком Хуа Та (Hoa Đà) через применение техники иглоукалывания для анестезии больного во время операции. Также он придумал “Форму “Пять зверей” (“Ngũ Cầm Hí”), упражнения для тренировки ци, основанные на характере и движениях 5 видов лесных животных: Тигра, Оленя, Обезьяны, Медведя и Птицы (Cọp, Nai, Khỉ, Gấu và Chim).

В 520 – 529 г. н.э. основатель учения "чань-буддизм”, индус, первый человек, который проповедовал буддизм от Индии до Китая, Бодхидхарма (Bồ Đề Đạt Ma), в монастыре Шаолинь на горе Суньшань (Tung Sơn Thiếu Lâm Tự) в провинции Хэнань (Hồ Nam) создал книгу “Канон изменения в мышцах” (“Ицзиньцзин”, Dịch Cân Kinh), в которой он объяснял монахам как развить источник жизненной силы, укрепить здоровье на пути монашества, а также оздоровить тело и увеличить силу при занятиях боевыми искусствами.

Впоследствии, опираясь на эти основополагающие принципы жизненной силы, шаолиньские монахи создали дополнительные упражнения Цигун, такие как: “Восемь чудесных секторов” (“Бат Доан Кам”, Bát Đoạn Cẩm), “Кулак Железных колец, Внутренней работы” (“Тхиет Туен Ной Конг Куен”, Thiết Tuyến Nội Công Quyền), “Кулак Пяти форм, Внутренней работы” (“Ной Конг Нгу Хинь Куен”, Nội Công Ngũ Hình Quyền) и другие.

Тхиет Туен Ной Конг Куен

По преданию, в эпоху династии Сун (Tống) (950 – 1279 гг. н.э.) на горе Удан (Võ Đang) даосский монах Чжан Саньфэн (Trương Tam Phong) придумал Тайцзицюань (Thái Cực Quyền) и формы “внутренней работы” для тренировки ци - упражнения, помогающие укрепить телесное и психическое здоровье.

Впоследствии, были созданы самые различные формы Цигун в разных школах боевых искусств. Постепенно малочисленые, малоизвестные школы исчезли, и вместе с ними были утеряны их методы обучения. К настоящему времени всего лишь несколько форм тренировки боевого Кхиконг (Цигун) упоминается в нескольких китайских документах, таких как: книга “Канон изменения в мышцах”, “Восемь чудесных секторов”, “Кулак Железных колец, Внутренней работы”, “Кулак Пяти форм, Внутренней работы”, Тайцзицюань с его тремя семейными школами Чан Зя (Trần Gia), Зыонг Зя (Dương Gia) и Ву Зя (Vũ Gia), “Кулак Восьми Триграмм” (“Бат Куай Куен”, Bát Quái Quyền), “Кулак Мыслительной Формы” (“Хинь И Куен”, Hình Ý Quyền), “Кулак Шести Сочетаний, Восьми Приемов” (“Лук Хоп Бат Фап Куен”, Lục Hợp Bát Pháp Quyền) и т.д.

Что такое Кхиконг?


Вьетнамское “Кхи” китайцы произносят как “Ци” или “Чи”, японцы - “Ки”, корейцы - “Ги”, а у индийцев это “Прана”. По своему значению “Ци” обычно связывают с “Воздухом” или “Газом”, Паром”, бесформенной субстанцией, которая легко перемещается, легко рассеивается, легко конденсируется, благодаря способности к сжатию и расширению, способная, в зависимости от количества, создать сильное давление.

Вьетнамское “конг”, как часть слова “Конг фу” (“cong phu”), что у китайцев читается как “Кунгфу” (“Kungfu”), означает работу, совершенную за определенное количество времени.

Поэтому “Кхиконг” (“khi cong”) можно понимать как процесс вдыхания воздуха, чтобы увеличить запас как физической так и духовной жизненной силы в человеке. При этом “кислород” (oxygen) поглощается через воздух и “углекислый газ” (carbon dioxide) выделяется из организма. Это две главные составляющие повышения запаса жизненных сил организма.

Кхиконг

В традиционных восточных боевых искусствах Кхиконг также называют “Нойконг” - “внутренняя работа” (“noi cong”). Вариант Кунгфу для тренировки - “тан ту нойкхи”, “рассеивание и собирание внутренней ци” (“tan tu noi khi”) - с целью максимального развития телесной и духовной силы для применения в бою и укрепления физического и душевного здоровья.

Философия Цигун (Кхиконг) Миропонимание


По восточным представлениям первоисточник формирования Вселенной и всего живого возник из начального скопления “Ци” (“Газа”), названного “Первозданный хаос”, и распространился бесконечно. В результате своего внутреннего развития этот сгусток “Ци” делится на две противоположные группы ци: “Ци Инь” (“Khi Am”) и “Ци Ян” (“Khi Duong”), названные “Двумя Основами” (“Luong Nghi”). Эти две группы “Ци Инь” и “Ци Ян” взаимно сталкиваются, порождая третью ци, которую Лао-цзы назвал “Импульсом ци” (“Вихрем”) (“Xung Khi”). Из этого формируется Вселенная и все живое. В “Каноне Пути и благодати” написано: “Дао рождает один. Из одного рождается два, из двух рождается три. Из трех рождается сотни тысяч, все живое. Во всем живом бурно сражаются инь и ян, пульсирует ци. Так возникает равновесие.”

Ученый Чыонг Хоань Кы (Truong Hoanh Cu’) сказал: “Ци концентрируется - и приобретает форму, ци рассеивается - и все вещественное и многообразное возвращается к Великой пустоте (Thai Hu).” Все живое постоянно изменяется и преображается в соответствии со всеобщим законом, указанным в “Книге перемен”: “Рождение, Взросление, Сжатие, Дряхлость” (“Sinh, Truong, Thau, Tang”). Аналогично в буддийской концепции: “Рождение, Закрепление, Отторжение, Уничтожение” (“Sinh, Tri, Doat, Diet”). Следовательно ци – это первопричина, это жизненная сила всего живого и Вселенной.

Две основные сущности ци – Инь и Ян – уравновешены, они содержатся в трех обобщенных видах ци: Ци Неба, Ци Земли и Ци Человека (Thien Khi, Dia Khi, Nhan Khi).

“Ци Неба” поступает из природного космоса мощным чудесным ярким потоком, помогая великой природе Вселенной двигаться в цикличном порядке. Например: луна, солнце, солнечная система, все безграничное небесное пространство – это все есть источники, наполненные небесной ци. Ци неба играет важную роль, оно оказывает большое влияние на погоду, климат и стихийные бедствия. Например такие явления, как ветер, дождь, тайфуны и ураганы, громы и молнии и прочее происходят с целью восстановить равновесие Инь-Ян в Небесной ци.

Ци Неба

“Ци Земли” идет от Земли, а также от впитанных ею благ или воздействий Небесной Ци на Землю. Ци Земли также порождается магнитным полем Земли и горячими газами, исходящими из ее недр. Именно те зоны планеты, где часто бывают извержения вулканов или разломы в земной коре, приводящие к землетрясениям и катаклизмам, - и есть зоны выброса источника Ци Земли. Ци Земли может перемещаться, например: земля и песок переносятся потоком или наводнением и, накапливаясь в наносах, образуют острова. Там, откуда смыло землю образуются глубокие и широкие реки. Или после ливней поверхность земли затопляется. И наоборот, когда небесное ци - сухое, жаркое, палящее, поверхность земли становится иссохшей и потрескавшейся. Все эти явления приводят к изменению Ци Земли из-за того, что теряется равновесие инь-ян.

“Ци Человека” - это жизненные силы человека, человек – это малая вселенная, подчиненная великой природной Вселенной. Поэтому ци человека естественно находится под влиянием Ци Неба и Ци Земли.

Мировоззрение Цигун


Человек на стадии зародыша в теле матери питается запасами материнской жизненной силы через пуповину. С появлением на свет, через первый крик младенец учится дышать, впитывать извне источник Небесного Ци. Этот первый поток Небесного Ци с попаданием в организм младенца превращается в источник Питательного Ци (“Dinh Khi”), а роль родительского запаса жизненных сил в младенце - превратится в “Защитную Ци” (“Ve Khi”), это проявляется в двух потоках - горячем ци (Ян) и холодном ци (Инь). Поток горячего ци (Ян) стремится в вехнюю часть тела к таким органам, как сердце, печень, легкие и мозг, тогда как поток холодного ци (Инь) устремляется вниз, к нижней части тела, к таким органам, как низ живота, почки, половые органы и ноги. Затем существование младенца должно поддерживаться источником Человеческой Ци извне, при влиянии Ци Неба и Ци Земли, через чистую воздушную среду, питье и продукты питания (как животные так и растительные). Этот источник Человеческой Ци (жизненной силы) перемещается и регулируется в горизонтальных и вертикальных меридианах, коллатералях и точках акупунктуры, доходя до внутренних органов (таких как сердце, легкие, желудок, селезенка, толстые кишки, тонкие кишки, печень, почки, желчный пузырь, мочевой пузырь и другие.)

С возрастом эти протоки, проводящие жизненные силы, постепенно замедляются, ослабляется доставка питающей организм жизненной силы (Человеческой Ци), что ухудшает здоровье человека, и если своевременно не укреплять здоровье, возникают болезни и недуги.

Для восстановления здоровья человека очень важно активизировать меридианы и сосуды, а также уравновесить Инь-Ян в источнике жизненной силы. С этой целью в восточной медицине применяются такие методы терапии как: лекарственные средства (химические лекарства из листьев, стволов и корней растений), акупунктура, Массаж и давление на точки (An ma phap) (техника массажа меридианов и сосудов и надавливания на акупунктурные точки), Терапевтический Цигун (методика дыхания) и оздоровительная физкультура (с использованием движений и перемещений для очищения меридианов и сосудов), а также другие методы.

Цигун

Практикующие методику оздоровления должны научиться жить в гармонии с законами природы, чтобы максимально использовать сильные стороны Ци Неба и Ци Земли для поддержания равновесия инь-ян в своей Человеческой Ци. Благодаря этому организм усилит сопротивляемость и будет готов искоренить в зачатке симптомы всех болезней, что могут случиться с человеком.

Очень полезны также занятия Цигун (Кхиконг), это помогает гармонизировать Ци Человека, замедлить деградацию клеток в организме, а также правильно скоординировать себя с Ци Неба и Ци Земли извне.

Поделиться: